23 января 2024 года общественная инициатива I need help BY, которая помогала жертвам репрессий и их родственникам продуктами питания, была признана «экстремистским формированием». В тот же день сотрудники КГБ начали массовые обыски и задержания родственников политзаключенных, получавших продуктовые посылки в рамках этой инициативы. По данным ПЦ «Вясна», по меньшей мере 257 человек подверглись преследованиям со стороны силовиков. По итогу, по данным ПЦ «Вясна», не менее 65 человек были осуждены за «использование иностранной безвозмездной помощи для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности» по части 2 статьи 24.15 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи), которая была применена впервые в истории наблюдений правозащитников. Статья предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией этой помощи.
На практике суды наложили крупные штрафы и обязали компенсировать полученную помощь. В постановлениях по данным делам присутствовали абсолютно идентичные формулировки: по версии судов, люди «создали угрозу причинения вреда государственным и общественным интересам, выраженную в публичной заведомо неправомерной легитимации действий лиц, совершивших преступление, в том числе путем придания им псевдостатуса “политзаключенных”, незаконном нивелировании наступивших последствий привлечения к ответственности». Некоторые родственники политзаключенных из-за угрозы преследования были вынуждены покинуть Беларусь, в связи с чем некоторых из них судили онлайн. Например, Оксану Хиневич, родственницу экс-политзаключенного, вынужденную покинуть Беларусь после обысков, осудили прямо через мессенджер Viber. Преследованию подверглись не только родственники политзаключенных, но и сами осужденные: так, политзаключенный Денис Сергеев был задержан прямо в исправительном учреждении, а затем оштрафован. По данным Mayday Team, несмотря на «судебный конвейер» по осуждению десятков людей, часть судов Могилевской области (в Быхове и Горках) прекратили три дела по данной статье в связи с истечением сроков давности — такие действия обычно не характерны для судов в политически мотивированных делах.
Беларусское законодательство в контексте регулирования иностранной помощи неоднократно критиковалось беларусскими правозащитниками и международными организациями в связи с его изначальным созданием для подавления права на свободу ассоциаций.