Согласно Закону «О противодействии экстремизму» в Перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, включаются организации или группы граждан, осуществляющие экстремистскую деятельность, либо оказывающие иное содействие экстремистской деятельности, либо признающие возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующие экстремистскую деятельность.
В абсолютном большинстве случаев «формирования» представляют собой группы людей, объединенных посредством каких-либо интернет-ресурсов (например, подписчики такого ресурса), — то есть, чаще всего «формирования» представляют собой группы людей, даже не знакомых друг с другом. В то же время силовики всё чаще стали приводить в перечне персональные данные людей, которых они считают участникам и руководителями того или иного «формирования». Независимые СМИ сообщают, что часто таковыми указывают людей, которые были активно связаны с «формированием» много лет назад, но никак с ним не сотрудничают на момент включения их имен в перечень. Иногда в качестве «участников экстремистского формирования» указываются и вовсе случайные люди, никак не связанные с той или иной организацией.
На каких основаниях происходит пополнение перечня
Признание групп граждан «экстремистскими формированиями» происходит на основании соответствующих решений Министерства внутренних дел или КГБ во внесудебном порядке. Текст таких решений не публикуется, в связи с чем ознакомиться с доводами органов, послуживших принятию таких решений, невозможно.
При наличии официальной регистрации группа людей может признаваться «экстремистской организацией» по решению Верховного или областного суда. Заявление в суд подает генеральный прокурор или прокуроры областей. Изначально правозащитни_цы полагали, что таковой может быть признана только организация, имеющая регистрацию в Беларуси, однако позже суд вынес соответствующее решение в отношении Беларусского расследовательского центра, зарегистрированного в Чехии.
Можно ли повлиять на решение о включении в перечень
Основаниями для исключения организаций из перечня являются отмена вступившего в законную силу решения суда о признании организации экстремистской или наличие документально подтвержденных данных о ликвидации организации.
Согласно статье 15 Закона «О противодействии экстремизму», решение о признании группы граждан экстремистским формированием и о запрете его деятельности может быть обжаловано в МВД, КГБ или в суде. Сроки обжалования конкретно не закреплены в вышеупомянутом законе, в связи с чем применяются сроки, закрепленные в Законе «Об обращениях граждан и юридических лиц» и в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК). Так, согласно части 2 статьи 11 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», срок для обжалования составляет три года со дня, когда заявители узнали или должны были узнать о нарушениях их прав, свобод или законных интересов. Согласно статье 355 ГПК, гражданин может обратиться в суд в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Правозащитни_цам известно об одном случае такого обжалования в суде, которое не привело ни к каким результатам.
Где можно ознакомиться с содержанием перечня
Перечень размещен на сайте МВД в новостной публикации «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» от 14 октября 2021 года. Отдельного раздела с данным перечнем на сайте не предусмотрено, в связи с чем пользователь, желающий ознакомиться с ним, должен искать его через общий поиск сайта среди новостей 2021 года. Также сам сайт МВД не доступен за пределами Беларуси, чтобы получить к нему доступ из-за границы, нужно использовать VPN-сервисы, поддерживающие беларусские, российские или казахстанские сети, — например Urban или Hola.
Каковы последствия включения в перечень
В отличие от «экстремистских материалов» подписка на ресурсы, признанные «экстремистским формированием», формально является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Подписчики таких каналов могут признаваться «участниками экстремистского формирования» и быть привлечены к ответственности по части 3 статьи 361-1 УК, которая предусматривает санкцию до 6 лет лишения свободы.
Тем не менее случаев уголовного преследования за подписку пока не зафиксировано. Более того, сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией заявили, что «им не нужны все подписчики», а «нужны организаторы, администраторы и лица, активно способствующие развитию этих ресурсов». В ведомстве отметили, что к «каждому участнику формирования подойдут индивидуально, исходя из его роли и значения в деятельности формирования».
Администраторов и модераторов оппозиционных чатов силовики считают «создателями экстремистского формирования» — таким людям может грозить до 10 лет лишения свободы по статье 361-1 УК. Ввиду того что инициатива dzechat (карта с расположением большинства оппозиционных беларусских чатов) признана «экстремистским формированием», фактически любой чат является структурным подразделением данного «экстремистского формирования».
Любое сотрудничество с «формированиями» или даже минимальная помощь в деятельности таковых толкуется силовиками как «участие в формировании». Так, например, журналист Иван Муравьёв был приговорен к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы за техническую съемку расследования, которое транслировалось на телеканале «Белсат». Уголовно наказуема и регистрация в боте «формирований» (например, в инициативе «План Перамога»), причем не только актуальная регистрация в инициативе, но и «следы» коммуникации с ботом, оставленные после добровольной попытки выйти из инициативы самостоятельно. Например, известно о задержании мужчины, который после получения сообщения с заданием заблокировал бот инициативы, а Telegram-аккаунт удалил. Под преследования также попадают люди, которые запустили «фейковый бот», находившийся под контролем силовиков. Также под уголовную ответственность подпадают сотрудники СМИ и некоммерческих организаций, признанных «формированием», независимо от их должности.
Большинство задержаний людей, которым в последующем предъявляются обвинения по статье 361-1 УК, осуществляются до того, как инициативы и организации, к которым они имели отношение, признаются «экстремистскими формированиями», то есть данная статья фактически имеет обратную силу. Людей могут наказывать за действия в рамках сообщества, когда деятельность таких сообществ еще не была запрещена. Вероятно, в ходе многих случаев произвольных задержаний представителей гражданского общества силовики обнаруживают их связь с какой-либо группой или организацией, неугодной властям. После этого такое сообщество признается «экстремистским формированием» для создания формального повода осудить того или иного человека.
За отправку информации или медиаматериалов, а также за участие в интервью может наступать ответственность по статье 361-4 УК (содействие экстремистской деятельности), которая предусматривает санкцию до 7 лет лишения свободы. За материальные пожертвования ресурсам из списка в любом размере может наступать ответственность по статье 361-2 УК (финансирование экстремистской деятельности), которая предусматривает санкцию до 8 лет лишения свободы. Также для наказания за донаты в адрес беларусских подразделений, воюющих против российской агрессии и в связи с этим признанных в Беларуси «экстремистскими формированиями», применяется часть 2 статьи 361-3 УК (финансирование участия на территории иностранного государства в вооруженном формировании), которая предусматривает максимальную санкцию — 10 лет лишения свободы. Обычно суды выносят более суровые приговоры за материальную поддержку таких подразделений, чем за донаты беларусским фондам солидарности. Данная статья, как и статьи 361-1 и 361-2 УК, фактически имеет обратную силу.
Статьи 361-1, 361-2 и 361-4 УК содержат примечание: лицо освобождается от ответственности, если своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению экстремистской деятельности. Провластные источники регулярно сообщают о возможности зарегистрировавшимся участникам оппозиционных ботов добровольно прийти в отделы ГУБОПиК, раскаяться и отказаться от совершения преступлений, после чего они могут быть освобождены от уголовного преследования на основании данного примечания. Стоит отметить, что в случае добровольной явки с повинной силовики действительно могут не возбуждать дело по вышеупомянутым статьям, однако им ничего не мешает на основании ваших «признаний» попутно предъявить вам обвинение по другим статьям УК, которые не предусматривают оговорок об освобождении от ответственности, и все равно вас наказать за деятельность, неугодную режиму.
При признании организации «экстремистской» (не путать с «экстремистским формированием») ее имущество конфискуется, использование ее символики и атрибутики запрещается, а участники такой организации в течение пяти лет не могут учреждать другие организации или СМИ. Уголовной ответственности за сотрудничество с «экстремистской организацией» не предусмотрено, однако существует статья 423-1 УК, которая закрепляет ответственность для должностного лица организации за неисполнение решения о признании организации экстремистской.
Следует помнить, что большинство интернет-ресурсов, признанных «экстремистскими формированиями» или «экстремистскими организациями», признаны одновременно и «экстремистскими материалами», в связи с чем за хранение и распространение их публикаций может грозить ответственность в виде штрафа или ареста до 15 суток по статье 19.11 КоАП.
Какие ресурсы находятся в перечне и сколько их
Перечень содержит только две «экстремистские организации» — общество с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА», которое признал таковой в июне 2022 года Верховный суд, а также «Беларусский расследовательский центр», признанный «экстремистской организацией» этим же судом в сентябре 2023 года. По неизвестным причинам в перечне отсутствует Беларусский независимый профсоюз работников ОАО «Гродно Азот», который стал первой «экстремистской организацией» в Беларуси в мае 2022 года за распространение «экстремистских материалов» в своей деятельности.
На 1 января 2025 года в Перечне организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, значится 253 формирования, причем почти все они были включены туда по политическим причинам.
На конец 2024 года в перечень было включено 35 региональных медиа и общенациональных онлайн-ресурсов (в том числе ряд польских СМИ), ряд крупнейших оппозиционных каналов и локальных чатов, оппозиционные политические движения и коалиции (офис Светланы Тихановской, Координационный совет, Народное антикризисное управление, движение Валерия Цепкало), военизированные оппозиционные организации («Полк Калиновского», «Полк Пагоня» и другие), фонды солидарности (BYSOL, By_help), некоммерческие организации («Экодом», «Беларусский национальный молодежный совет “РАДА”»), анархистские организации («Прамень»), каналы с политической сатирой («Чай з малинавым варэннем»), профсоюзы (профессиональный союз беларусов в Британии), профессиональные чаты («Беларускiя Адвакаты») и другие неугодные властям группы граждан. В 2024 году в перечень стали включаться небольшие закрытые Telegram-чаты, о которых правозащитни_цам ничего не известно.