Вы читаете:

5.1 Внесудебное преследование

5.1 Внесудебное преследование

Ограничения прав людей, находящихся в заключении, осужденных по «‎экстремистским» статьям УК

В местах лишения свободы существует практика автоматической постановки людей, осужденных по «‎экстремистским» статьям УК, на учет как «‎склонных к экстремизму и другим деструктивным действиям». По информации заключенных, в колониях и даже в следственных изоляторах таким осужденным выдают специальную желтую бирку. Также известно о существовании подобных учетов и в лечебно-трудовых профилакториях. В колониях людей на учете обязывают на каждом построении громко кричать: «Склонен к деструктивной и экстремистской деятельности», также такие люди подвергаются усиленным проверкам и обыскам в течение дня, а осужденных на «‎химии» никуда не отпускают без сопровождения сотрудников милиции. Таких осужденных также заставляют регулярно участвовать в профилактических лекциях на тему «‎вреда экстремистской деятельности». 

Ограничения прав людей, освободившихся из заключения, осужденных по «‎экстремистским» статьям УК 

В законодательстве Республики Беларусь содержится три вида режимов ограничения прав осужденных людей, отбывших наказание, которые применяются в том числе к людям, осужденным по «‎экстремистским» статьям УК.

К осужденным за любые преступления применяется ‎профилактический учет. Человека под учетом посещают по месту жительства, учебы или работы уполномоченные сотрудники не реже одного раза в месяц, при этом может быть установлена любая, не ограниченная законом, периодичность посещения. Также раз в месяц человек обязан посещать профилактические мероприятия в формате лекций и просмотра фильмов, в том числе о рассмотрении уголовных и административных дел, при этом длительность таких мероприятий не должна превышать одного часа. Профилактический учет прекращается с момента погашения или снятия судимости. 

К осужденным за тяжкие (например, «‎разжигание вражды», «‎содействие экстремистской деятельности», «‎создание экстремистского формирования») или особо тяжкие (например, «‎заговор») преступления может применяться профилактическое наблюдение или превентивный надзор

При профилактическом наблюдении человек, за которым оно устанавливается, обязан предварительно уведомлять ОВД об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность более чем на месяц, являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни. Профилактическое наблюдение действует до момента погашения или снятия судимости. Режим профилактического наблюдения может быть изменен на режим превентивного надзора, в случае если человек совершает несколько административных правонарушений в течение года.

При превентивном надзоре человек, за которым он устанавливается, не имеет права посещать определенные места; покидать свое жилище в определенное время суток; выезжать за пределы района или города как по служебным, так и по личным делам без согласия органа внутренних дел; а также выезжать за пределы Республики Беларусь. Сотрудники ОВД имеют право опрашивать человека, вызывать его на профилактические беседы (в том числе в присутствии руководителей на работе или родственников), требовать сведения о его поведении. Также сотрудники могут входить в любое время суток в жилище человека под надзором. Данные ограничительные меры схожи с мерами, принимаемыми в отношении отбывающих наказание в виде «‎домашней химии». Надзор может устанавливаться на срок от шести месяцев до двух лет, или до снятия судимости. За несоблюдение требований превентивного надзора или профилактического наблюдения может наступать административная ответственность в виде штрафа или ареста до 15 суток по статье 25.11 КоАП, а несоблюдение мер профилактического учета может толковаться как «‎неповиновение законным требованиям должностного лица» и влечь также наказание в виде штрафа или ареста по статье 24.3 КоАП. Если лицо дважды в течение года привлекалось к административной ответственности за нарушение требований превентивного надзора, в его отношении может быть возбуждено уголовное дело по статье 421 УК (арест или лишение свободы на срок до 1 года). Уклонение от надзора также наказывается по статье 422 УК (лишение свободы на срок до двух лет).

На практике запрет на выезд за границу, упоминаемый выше, является довольно произвольной мерой. Некоторым освободившимся политзаключенным оформляют запрет сразу при первом визите в ОВД после освобождения, на некоторых его накладывают позже, а некоторые люди с ним не сталкиваются вовсе. В некоторых случаях на это может влиять штраф, который был назначен человеку как дополнительная мера наказания или долговые обязательства перед государством — на таких людей может быть наложен запрет до погашения задолженностей. В случае если выезд за границу не ограничен, осужденные люди попадают в различные базы пограничников, из-за чего сталкиваются с усиленным досмотром при въезде обратно в Беларусь и допросами. 

Периодичность, с которой силовики осуществляют профилактические визиты, также разнится в каждом отдельном случае. Разных освобожденных посещают с разной периодичностью: кого-то посещают 10 раз в месяц, некоторых 2 раза в неделю, некоторых раз в 3 дня. Периодичность посещений сокращается, когда человек устраивается на работу, при этом на работу из-за судимости устроиться очень сложно, а государство может предложить лишь низкоквалифицированный вид заработка. В случае если человек долго не открывает дверь, силовики начинают узнавать о местоположении человека у соседей или на работе, или могут вовсе составить протокол об административном правонарушении. Иногда силовики угрожают возбудить уголовное дело в случае, если человек неоднократно нарушит требования профилактики, при этом уголовным законодательством ответственности за данные действия не предусмотрено. Профилактические визиты происходят неожиданно, без предупреждения и в любое время суток. 

В ходе таких визитов досматриваются гаджеты людей на предмет наличия в них подписок на «‎экстремистские ресурсы» или репостов с них. Также силовики следят за тем, чтобы бывшие политзаключенные не давали интервью или комментариев независимым СМИ, признанным «‎экстремистскими», о подробностях условий содержания во время отбытия наказания или о своем деле в принципе. Также бывшие политзаключенные находятся в группе риска повторного преследования по политическим основаниям: например, в последнее время часто силовики проводят рейды в региональные города, в ходе которых совершают обыски, досмотры телефонов на предмет наличия в них «‎экстремизма», а затем задерживают и привлекают к ответственности — бывшие политзаключенные являются одними из главных целей в таких рейдах.

Во время профилактических мероприятий людям показывают различные пропагандистские фильмы о раскрытии спецслужбами «‎экстремистских» и «‎террористических» преступлений, «‎покаянные» интервью с бывшими политзаключенными, проводят беседы о вреде наркотиков и алкоголизма, при этом часто такие мероприятия продолжаются больше установленного законодательством времени.

Помимо вышеописанных мер, которые применяются не только к бывшим ‎политическим заключенным, большинство людей, осужденных по политическим основаниям в Беларуси, вносятся по решению МВД в Перечень граждан, причастных к экстремистской деятельности. Люди до погашения или снятия судимости и в течение пяти лет после погашения или снятия судимости столкнутся с ограничениями в профессиональной сфере: им будет запрещено заниматься педагогической и издательской деятельностью, а также деятельностью, связанной с оборотом наркотиков, психотропов, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Также таким людям запрещено занимать государственные должности и проходить военную службу. Финансовые операции людей, включенных в перечень, подлежат особому контролю. Включение в перечень является основанием для отказа в выдаче визы или разрешения во въезде в Республику Беларусь для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Также Закон «‎О противодействии экстремизму» закрепляет, что «‎экстремистской символикой и атрибутикой» являются в том числе любые изображения лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением «‎экстремистской деятельности», то есть фактически фотографии всех людей, включенных в «‎перечень экстремистов». Таким образом, под запрет попадают любые действия с подобными изображениями (распространение, хранение и т.д.), хотя на практике пока не зафиксировано случаев преследований за изображения бывших политзаключенных.

Освобожденные люди, которых ранее внесли в «‎экстремистский» или «‎террористический» перечень, сталкиваются с серьезными политическими ограничениями. Так, у некоторых людей заблокированы все счета и карты, при этом отсутствует возможность открыть новые. Это влечет за собой невозможность устроится на легальную работу как в государственную, так и в частную организацию, так как выплата зарплаты предполагает наличие счета. При этом люди не могут снять со своих счетов деньги, накопленные в прошлом. Помимо банковских счетов блокировке могут подлежать счета операторов мобильной связи.

Пропагандистская деятельность

Представители власти регулярно проводят пропагандистскую работу, рассказывая об опасности экстремизма в Беларуси, о недопустимости совершения ‎экстремистских преступлений и правонарушений. 

Тематические встречи и «‎диалоговые площадки» используются властями для устрашения населения, преимущественно работников государственных предприятий и молодых учащихся, и для распространения политической идеологии и формирования неприязни к демократическим государствам и оппозиционным деятелям. Регулярно проводятся «диалоговые площадки» в университетах и на предприятиях, а также лекции с участием силовиков. Например, 2 июля 2024 года в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины состоялась «‎диалоговая площадка со студентами на тему профилактики экстремизма в молодежной среде» при участии заместителя прокурора Гомельской области Юрия Булынко. В ходе встречи он заявил, что «‎жертвами подрывной работы со стороны недружественных государств становятся неокрепшие умы подростков». Также с 19 по 23 сентября 2023 года в беларусских высших учебных заведениях прошла Неделя профилактики экстремизма. В ее рамках проводились лекции-беседы, на которых сотрудни_цы МВД объясняли студент_кам, что значит экстремизм, и угрожали административной и уголовной ответственностью за «‎действия, связанные с экстремистской деятельностью». Во время таких встреч силовики говорят о том, что «‎в наше время чаты в любой момент могут стать экстремистскими», в связи с чем нужно быть крайне осторожными при ведении переписок в интернете. 

Также прокурорские работники регулярно проводят «‎диалоговые площадки» в учебных заведениях и на предприятиях по теме «‎расследования уголовного дела о геноциде беларусского народа». В школах и даже исправительных учреждениях открываются тематические выставки. На данных встречах также упоминаются «‎вредные правовые последствия распространения экстремистских материалов».

Власти организовывают также показательные выездные судебные заседания, которые проходят в учреждениях образования в «‎профилактических» целях. На некоторых из подобных процессов студенто_к судят по «‎экстремистским» статьям КоАП и УК. Так, 13 декабря 2023 года двух студентов БрГУ в присутствии десятков других студенто_к публично осудили на 5 суток ареста за то, что в чате «Абитуриент БрГУ» численностью двести человек они отправляли видеоролики с Гитлером. После заседания все студент_ки собрались в поточной аудитории, где была организована встреча с судьей: он предупредил о недопустимости распространения «‎экстремистских материалов», даже если распространяемая ‎информация «‎не очень деструктивного характера». Неоднократно фиксировались случаи выездных заседаний, на которых местных жител_ьниц на глазах студенто_к осуждали за «‎оскорбление Лукашенко» (статья 368 УК): так, 28 ноября 2023 года житель Барановичей Валерий Тацин был приговорен к 1 году лишения свободы при студент_ках местного колледжа, где он, вероятно, работал до задержания.

Пропагандистские мероприятия проводятся даже в детских лагерях. Так, в лагере «Зубренок» для детей организовали игру «Суд над экстремизмом». Перед игрой дети заполнили анкету «Что вы знаете и думаете об экстремизме?». Затем были объяснены правила игры, распределены роли (судья, секретарь, прокурор, адвокат, свидетели, потерпевшие, эксперты, присяжные заседатели). После этого дети провели «судебное заседание в форме деловой игры», целью которой называется «создание условий для формирования устойчивой отрицательной позиции по отношению к проявлениям экстремизма у учащихся». Также детей в этом лагере заставляли смотреть фильм про убитого сотрудника КГБ Дмитрия Федосюка.

Работников государственных учреждений заставляют подписывать различные документы о том, что они предупреждены об ответственности за «‎экстремистские» деяния. Известно, что беларусских медиков заставляют подписывать «Обязательство о соблюдении законодательства о противодействии экстремизму» — медики подписываются под тем, что ознакомились с двухстраничным определением ‎экстремизма и что им известно о возможности применения к ним дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за участие в каких-либо «‎экстремистских» действиях. Также СМИ сообщают, что на государственных предприятиях и организациях сотрудников обязывают ознакомиться под роспись с Республиканским списком экстремистских материалов, а также с видами ответственности за различные действия с продукцией из списка. Отказ от ознакомления или подписи, скорее всего, будет чреват увольнением с предприятия и последующим «‎визитом» силовиков.