21 июля 2022 года Лукашенко подписал Закон №199-З «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь», который вводит возможность проводить специальные (заочные) судебные разбирательства над людьми, которые обвиняются по ряду «экстремистских» и «террористических» статей и при этом находятся за границей и «уклоняются» от явки в орган, ведущий уголовный процесс. Для того чтобы возбудить такое производство, необходимо одновременное соблюдение двух условий:
- Лицу предъявлено обвинение по одной из 43 статей Уголовного кодекса, многие из которых используются для политических преследований:
- преступления против мира, безопасности человечества, военные преступления (например, геноцид и разжигание вражды, а также реабилитация нацизма и отрицание геноцида беларусского народа);
- терроризм (в том числе финансирование и содействие терроризму);
- незаконные действия с радиоактивными материалами и ядами; связанные с транспортом и транспортными путями; c боеприпасами и оружием, при условии, что они совершены в рамках преступлений, связанных с терроризмом и военными преступлениями;
- массовые беспорядки;
- захват заложников и зданий;
- большинство преступлений против государства (измена, заговор, шпионаж, диверсия, призывы к вреду национальной безопасности).
- Иностранное государство отказало в выдаче обвиняемого либо не ответило Генеральной прокуратуре Беларуси в течение полугода с момента обращения с просьбой о выдаче.
Перечень статей УК, по которым можно возбудить заочное производство, не включает «диффамационные» статьи (оскорбление представителей власти; клевета; дискредитация), ряд «экстремистских» статей (действия, грубо нарушающие общественный порядок; создание экстремистского формирования; финансирование экстремистского формирования). Председатель СК Дмитрий Гора заявил, что одной из главных целей принятия данного закона было создание юридических оснований для конфискации имущества политических эмигрантов, которое осталось на территории Беларуси. Он считает, что обращение такого имущества в доход государства позволит «хотя бы частично» покрыть «тот ущерб, который нанесен стране». На практике у заочно осужденных конфискуется всё имущество, находящееся на территории Беларуси. Так, у Александры Герасимени конфисковали более 48 тысяч долларов на банковских счетах, мобильные телефоны, квартиру, автокресло, холодильник и акустическую систему. Приоритетной целью силовиков в таких делах становится недвижимость, которая затем может продаваться с аукциона. Однако в редких случаях по неизвестным причинам суды снимали арест с недвижимости после вынесения приговора. Чаще всего под преследования попадают видные оппозиционные деятел_ьницы или представител_ьницы гражданского общества (в частности политики, журналист_ки, правозащитни_цы, аналитики), однако в последнее время фиксируется внимание силовиков к менее публичным людям, которые оказались в их поле зрения до отъезда за границу; экс-политзаключенным; людям, активно дающим интервью независимым СМИ под своим именем; активным представител_ьницам диаспор; участни_цам акций солидарности с Беларусью за рубежом.
В июле 2023 года вступил в силу закон, вносящий изменения в Закон «О гражданстве», который позволяет лишать гражданства беларусов, даже если они приобрели его по рождению. Появилась возможность лишать гражданства Республики Беларусь людей на основании двух условий:
- Если в отношении человека вступил в силу приговор, подтверждающий его участие в «экстремистской деятельности» или причинение им «тяжкого вреда интересам Республики Беларусь». Закон поясняет, что под «экстремизмом» будет пониматься перечень преступлений из 55 статей УК. Данный перечень почти полностью совпадает с перечнем преступлений, по которым может проводиться «заочное» судебное производство, хотя и имеет ряд незначительных расхождений. Так, несмотря на отсутствие возможности проведения «заочного» производства по таким обвинениям, гражданства могут лишить за участие или руководство «экстремистским формированием», финансирование или содействие «экстремистской деятельности», участие на территории иностранного государства в вооруженном конфликте.
- Такой человек находится за пределами Беларуси.
Лишать гражданства за «экстремизм» можно было и ранее, с июня 2021 года — предыдущая редакция Закона позволяла это делать только в отношении лиц, которые были осуждены по одной из 24 статей УК и получили гражданство не по рождению, а в результате приема в гражданство Республики Беларусь. Теперь же гражданства могут лишать и людей, получивших его по рождению, и за гораздо более широкий перечень деяний. Новый закон также закрепляет, что «в случае, если юридические факты, имеющие значение для принятия решений по вопросам гражданства, возникли до вступления настоящего Закона в силу, то решения по вопросам гражданства принимаются в соответствии с настоящим Законом». Это означает, что лишить гражданства могут за действия, которые были совершены до вступления данного закона в силу, в том числе за неугодную властям деятельность в 2020—2022 годах. Таким образом, закон имеет обратную силу и при этом усиливает ответственность, что противоречит статье 104 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Очевидно, что два вышеупомянутых законодательных изменения представляют собой элементы комплексного механизма, создаваемого для наказания людей, преследуемых по политическим мотивам, однако находящихся за границей и являющихся недосягаемыми для правоохранительных органов. Отметим, что со стороны властей озвучивались и более радикальные меры в отношении людей за границей, которые не попали в финальный законопроект. В частности, глава Министерства внутренних дел Иван Кубраков предложил запрещать въезд беларусам, которых лишили гражданства за «экстремизм», на 30 лет для «профилактического эффекта».
Подробнее о том, почему такое законодательное регулирование является нарушением международно-правовых стандартов в области защиты прав человека, читайте в статье Human Constanta.